Подпишитесь на рассылку и Интеренет-журнал Best Serviсe

Наша рассылка состоит из двух типов выпусков:

Если у вас есть замечания, пожелания и любые мысли по поводу нашей рассылки, пожалуйста, поделитесь ими с нами: media@best4service.ru.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Смотреть преимущества
На нашем сайте регулярно проходят опросы на различные темы
Участвовать в опросах.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ BEST SERVICE

№70. Почему не работает программа лояльности: 5 основных ошибок

7.09.2017

Почти все компании, занимающиеся тем или иным видом розничной торговли, используют программы лояльности, но далеко не всем они приносят...

№69. От бумеров до «игреков»: как мотивировать сотрудников разных поколений?

17.08.2017

Как найти подход к молодому поколению, стремительно ворвавшемуся на кадровый рынок, и при этом не потерять связь со старой гвардией?...

№68. Тепловые карты, виртуальные витрины и другие приемы, которые стоит взять на вооружение ритейлерам

3.08.2017

Несколько лет назад на конференции ритейлеров National Retail Federation в Нью-Йорке традиционным магазинам сулили полную потерю покупателей....


jI

Новости компании

Client Service Forum 2017. II Всероссийский форум по клиентскому сервису

10.03.2017

22 и 23 июня в Москве наши Партнеры, компания InterForum проводит одно из самых ярких событий в сфере клиентского сервиса – Client...

В Москве состоялся «Российский Форум Маркетинга 2016» - масштабный бизнес-форум по маркетингу, рекламе, PR & Digital

29.11.2016

С 23 по 26 ноября в Москве прошло культовое событие для профессионалов в области маркетинга, собственников малого и среднего бизнеса и...

В Москве состоялась «Российская Неделя Продаж 2016»

15.10.2016

С 9 по 12 ноября в Москве прошло грандиозное мероприятие для бизнес-сообщества - «Российская Неделя Продаж 2016», которое уже 4й...


jI

5.08.2015

Интернет-журнал Best Service. Выпуск 30
Отрицательная мотивация:
что заставит персонал работать усерднее?

А вы знаете, что 88% российских компаний (по данным Национального союза кадровиков) постоянно или эпизодически штрафуют своих сотрудников? При этом 17% практикуют немедленное увольнение за провинность. Действенен ли жесткий метод отрицательной мотивации персонала и позволит ли он вам зарабатывать больше? Об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

В этом выпуске:

Обычно под отрицательной мотивацией понимается система штрафов за невыполнение плана, опоздания на работу, частые перекуры и задержки после обеденного перерыва. Определить, кого и за что штрафовать, можно по результатам проверки mystery shopping – она покажет, кто отсутствовал на рабочем месте, кто грубил покупателям, а кто плохо ориентируется в продукции компании. Безусловно, штрафы, или как это принято называть в нашей стране, депремирование – наиболее распространенный способ воздействия на сотрудников. Однако это далеко не все методы отрицательного воздействия на персонал – изобретательный работодатель может придумать сотни способов повлиять на работника посредством ущемления, морального давления и других ухищрений.

Лишение перекуров. Несмотря на видимую простоту, такие ограничения могут иметь действительно чудотворный эффект. И это связано не только с природой вредной привычки, но и с социальным аспектом – небольшой перерыв воспринимается как вознаграждение за проделанную работу и возможность пообщаться с коллегами и расслабиться. И лишить сотрудника такой привилегии – отличный вариант наказать за проступки . Так, например, американская сеть ресторанов быстрого питания Checker’s ввела такое правило: за каждое опоздание к началу рабочего дня работник лишается права прерываться в течение рабочей смены. Количество опозданий в компании снизилось на 46%.

Лишение дополнительных дней отпуска. Многие компании, как иностранные, так и российские, привлекают сотрудников дополнительными днями оплачиваемого отпуска – обычно их бывает от одного до семи. Практика компаний Arcandor (Германия) и Rallye (Франция), которые работают в розничной торговле, показывает, что ограничение мотивационных программ в виде дополнительного отдыха за невыполнение планов продаж, нарушение норм общения с клиентами и опоздания дает ощутимый результат. После ее введения процент выполнения планов достиг 82% против 55% (в Германии) и 87% против 49%(во Франции) . В финансовом эквиваленте прибыль компаний от продаж возросла соответственно.

тайный покупатель Публичное порицание. Такой метод широко применяется в японских компаниях разного уровня в периоды антикризисного управления. В первую очередь, это связано с корпоративной этикой в стране восходящего солнца, однако вовсе не означает, что этот способ не может быть применен в России. Например, если в компании развит соревновательный дух, когда каждый сотрудник стремится выделиться и показать себя лучше других, меры порицания могут быть весьма эффективны – не только в плане осознания проступка провинившимся, но и как профилактика нарушений другими сотрудниками.

В общем, существует масса возможностей для работодателя добиться своего, не прибегая к финансовым рычагам: лишение рабочего автомобиля, запрет на использование услуг конкурентов, сокращение расходов на мобильную связь, понижение в должности и так далее. Но фаворитом среди работодателей все е остаются именно штрафы и депремирование. Насколько действенны такие схемы – разберемся далее.

Каждому свое: как и на кого можно воздействовать

тайный покупатель Конечно, далеко не каждого сотрудника можно напугать штрафом. Обычно отрицательная мотивация обосновывается четырьмя факторами: социальным статусом, интеллектуальным уровнем, возрастом и семейным положением.

Семейное положение. Люди, необремененные семьей и обязательствами намного проще меняют работу. Потому чрезмерная штрафная нагрузка может привести к банальному увольнению по собственному желанию. Люди с семьей, напротив, больше держатся за свое место и скорее исправят ошибки и улучшат продажи, чем будут искать другую работу.

Возраст. Людям до 40 лет более интересно реализовать себя, потому они могут легко отказаться от работы, которая по тем или иным причинам их не устраивает. Сотрудники старше 45 лет менее востребованы на рынке труда, потому стараются сделать больше, чтобы не быть уволенными. На них оптимально можно воздействовать отрицательными методами мотивации. Например, в швейцарской компании Ericsson не практикуется система штрафов для сотрудников моложе 35 лет, так как эта категория наиболее востребована на рынке труда. Наказывают только за проступки, которые привели к финансовым потерям для компании. Работники старше 35 лет могут быть лишены корпоративных расходов на связь, парковочного места или годовой премии. Благодаря этому текучка кадров в компании минимальна.

Социальный статус. Чем выше должность, тем сложнее отрицательными методами мотивировать сотрудника. Так, на руководящих должностях такой мотивацией послужит отзыв рабочего автомобиля, потеря привилегий и бонусов, снижение оплаты мобильной связи и т.д. Рядовой менеджмент, торговый персонал, секретариат и смежные должности лучше реагируют на обычные штрафные санкции. Например, крупнейшая сеть пиццерий в США Papa John’s широко практикует штрафы за опоздания, а также медленную доставку заказов. Если время доставки превышает 20 минут, то курьер сам оплачивает компании стоимость заказа, а с клиентов при этом деньги не берут. С одной стороны, это заставляет сотрудников работать лучше, чтобы не терять свои деньги, а с другой – повышает лояльность клиентов. Руководящий состав и менеджмент обычно не штрафуют – их лишают квартальных бонусов, если подчиненные превышают порог жалоб от покупателей.

Интеллектуальный уровень. Сотрудник с высшим образованием менее подвержен отрицательной мотивации, так как обычно стремится в большей мере реализоваться, получить интересную и комфортную работу. Менее квалифицированные работники легче поддаются давлению – их можно заставить работать лучше с помощью штрафов, угрозы увольнения и других подобных мер. Так, например, в компании Nike существует жесткая система штрафов по отношению к рядовым сотрудникам производства за опоздания. Вместе с тем, интеллектуальных сотрудников - дизайнеров и разработчиков обуви - не штрафуют за несоблюдение сроков сдачи проекта, но лишают корпоративной скидки на продукцию компании (на фоне запрета на использование обуви конкурентов).

С другой стороны, финансовая отрицательная мотивация хорошо работает только в тех компаниях, где работа сотрудника напрямую связана с объемами продаж или производства, привлечения клиентов, объемов предоставления услуг. Для творческих профессий такой подход не в фаворе. Так, например, в середине нулевых интернет-портал «Кирилл и Мефодий» ввел систему штрафов для творческих сотрудников – за отсутствие не рабочем месте, опоздания, затянувшиеся обеды. Такие штрафы могли составлять до 70% оклада, так как журналисты и авторы априори не могут постоянно сидеть в кабинете и сообщать обо всех своих передвижениях начальству. Все это привело к большой текучке кадров на ресурсе, а также снижению качества текстов и вскоре… вы вот давно слышали о таком портале, как «Кирилл и Мефодий»?

Дисциплина и тирания – не перегните палку

тайный покупатель Сегодня отрицательная мотивация широко применяется и в зарубежных, и в российских компаниях. Однако культура использования метода разительно отличается. Для российского бизнеса характерен более жесткий подход. Санкции и штрафы нередко используются в качестве способа экономии фонда заработной платы, а не улучшения производительности труда. Так, например, бывшие сотрудники банка «Русский стандарт» рассказывают, что система штрафов довольно продуманная – чаще всего наказывали за опоздания или ошибки, которые привели к серьезным потерям. Но даже если месяц проходил без происшествий, руководство искало причину наложить за что-то штраф – хотя бы пять процентов премиального фонда заработной платы. Насколько эффективен этот подход в плане улучшения финансовых показателей, сказать сложно, однако текучка кадров была велика.

И этот пример не единичен – нередко излишнее стремление к дисциплине просто-напросто создает неблагоприятную рабочую атмосферу, а постоянный страх потерять работу или не получить зарплату «ломает» сотрудников – остаются только те, кто привык выполнять указания, а самые ценные креативные кадры, которые могли бы работать на благо компании, уходят.

Западный опыт отрицательной мотивации строится на том, что для того чтобы у человека что-то забрать, нужно ему что-то дать. Яркий пример – опыт компании KPMG. Иногда сотрудники вне зависимости от их статуса просто остаются без годовой премии. Как правило, 80-85 процентов менеджеров справляются с планом по привлечению клиентов. Остальные 15-20 процентов сотрудников делят между собой повышенные премии (за особые заслуги и нулевые (за невыполнение плана). Фактически, каждый сотрудник компании может рассчитывать на премию (и нередко строит планы на отдых или покупки с учетом этих денег), но за плохую работу может лишиться этой внушительной суммы.

А сотрудники российской компании «Айсберри» ежемесячно получают целевые бонусы за выполнение объемов продаж по тем или иным продуктам. Перспектива не получить эти деньги значительно мотивирует работать лучше. Примечательно, что работодатель не затрагивает основную сумму заработной платы сотрудника – под вопросом стоит только Target Bonus.

Благодаря четкой системе отрицательной мотивации действительно можно добиться улучшений качества работы. Но при этом важно не перегнуть палку. При ослаблении тотального контроля можно получить обратный эффект – снижение производительности труда ниже изначального уровня. Более того, жесткая мотивация обычно работает для решения лишь текущих проблем – например, вовремя закончить проект, выполнить недельный или месячный план по продажам, снизить количество опозданий. Для работы на перспективу следует разработать сбалансированную систему штрафов и привилегий.

Хотите узнать, кого из ваших сотрудников следует оштрафовать в этом месяце?
Нужно определиться с премиальным фондом?
Необходимо понять, как и на кого из работников повлиять?
Звоните 8-800-775-3-961, пишите нам на info@best4service.ru – мы поможем!

Обсудить в блоге

Понравился выпуск?

Поделитесь знаниями в соцсетях:

 
 

Обсудите статью в блоге:

Пожалуйста, сообщите обо всех замечаниях и пожеланиях по поводу этого выпуска
- напишите нам: media@best4service.ru.

Наши Клиенты



Отзывы Клиентов

ООО "Дельта - Инвест"

ООО "Бест Сервис" является одним из наиболее надёжных партнёров. Вся работа выполняется в кратчайшие сроки, с высоким качеством и на профессиональном уровне.

Если бы не "Бест Сервис", то мы бы никогда не узнали о реальной ситуации в наших магазинах. После проверок "Тайный покупатель" сотрудники стали работать намного лучше и, как следствие, доходы стали расти.

ООО "Авиньон"

ООО "Бест Сервис" зарекомендовало себя как надёжный, высоко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный партнёр. Исследование "Тайный покупатель" было произведено на должном уровне.

Выражаем благодарность за гибкий подход и оперативное реагирование на меняющиеся запросы.

Совместная реализация проекта помогла нашей компании существенно улучшить качество обслуживания наших клиентов, увеличить продажи.

ООО "Фаст Бизнес Системз"

Выражаем благодарность за проведение исследований методами "Конкуретная разведка" и "Создание искусственного спроса". Перед нами стояла задача по увеличению продаж не только через Интернет-магазин, но и в дилерских сетях. Для этого потребовалось не только проанализировать работу всех наших конкурентов, но и сделать так, чтобы люди про нас узнали.

Компания "Бест Сервис" превосходно справилось с задачей и помогла завоевать интересную для нас долю рынка.

"Воронцовские бани"

Мы очень довольны компетентным и профессиональным персоналом компании "Бест Сервис".

Благодаря проверкам "Тайный покупатель" наши сотрудники стали стремиться к тому, чтобы каждый клиент оставался доволен. Количество положительных отзывов клиентов после посещения нашего клуба значительно увеличилось.

Мы очень довольны компетентным и профессиональным персоналом компании "Бест Сервис".


rOI Читать все отзывы

ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ ЗАЯВКУ
Как к вам обратиться? Пожалуйста, укажите, как нам стоит обращаться к Вам во время звонка Ваш контактный номер телефона Пожалуйста, укажите Ваш номер телефона для связи Как называется Ваша компания? Ваш корпоративный e-mail
Я подтверждаю свою дееспособность и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями
Мы обязательно свяжемся с Вами в течение 1 часа в рабочее время
БЛАГОДАРИМ ЗА ОБРАЩЕНИЕ В НАШУ КОМПАНИЮ!