Реальные доходы россиян за 2015 снизятся на 4-5% – именно такой прогноз на встрече G20 в сентябре дал министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Снижение шло непрерывно в течение 9 месяцев и вряд ли остановится в октябре. Последний раз доходы граждан росли в конце 2014 года. При этом по прогнозу реальный уровень доходов населения достигнет прошлогоднего значения в лучшем случае только к 2018 году. ВВП России тоже не спешит расти – только за первое полугодие 2015-го падение составило 3,5% в годовом выражении.
Все эти неутешительные показатели так или иначе заставляют нас задуматься о влиянии экономического кризиса на жизнь граждан и, соответственно, на развитие бизнеса. Компания Best Service решила получить информацию из первых уст и провела опрос среди посетителей сайта Компании о том, как изменились их траты в кризис. Подробнее о том, что мы выяснили в ходе анализа результатов – в нашей статье.
С 1 августа по 10 сентября мы опросили 850 жителей различных регионов России. 700 женщин и 150 мужчин возрастом от 18-ти до 65-ти лет ответили на наши вопросы о том, как повлиял кризис в экономике на их жизнь, в частности – как изменились их траты на повседневные покупки.
Наш опрос показал, что большинство из них все же считают, что кризис есть – 88% опрошенных. Еще по шесть процентов респондентов отрицают наличие экономических волнений в стране или же затрудняются дать ответ. При этом в прогнозах продолжительности кризисных событий опрошенные были не столь единодушны – 17% посчитали, что кризис закончится через год-полтора, то есть уж в конце 2016 года. Почти столько же (16%) решили, что проблема будет системной и продлится еще очень долго, а последствия кризиса мы будем ощущать спустя годы. Почти треть опрошенных (30%) выбрали среднюю величину – не менее двух лет. Однако большинство респондентов (31%) вовсе не стали делать предположений и отметили, что затрудняются с прогнозами.
По 36% обвиняют в экономических проблемах страны антироссийские санкции и общую нестабильность мировой экономики. 54% уверены, что причиной кризиса являются внутренние экономические проблемы страны. Только менее двух процентов опрошенных ищут виновных среди бизнесменов. При этом сам кризис проявляется в росте цен и высоких темпах инфляции (по мнению 78% опрошенных), снижении уровня жизни (48%), сокращениях и безработице (58%).
Львиная доля опрошенных – 36% - отметили, что их расходы увеличились. 20% респондентов вынуждены были сократить свои расходы из-за кризиса. Треть отвечавших на вопросы анкеты (34%) указали, что из-за кризиса члены их семей стали меньше зарабатывать или лишились работы. Это говорит о том, что, несмотря на довольно спокойное отношение к экономической нестабильности в стране, большинство опрошенных все же ощутили на себе ее последствия. И соответствующим образом изменили привычный жизненный уклад в сфере личных финансов. Этот фактор нельзя не принимать во внимание при построении актуальной стратегии развития своего бизнеса.
Несмотря на сокращение расходов, большинство опрошенных тратят на еду от четверти до половины месячного дохода. 16% опрошенных расходуют на пропитание до трех четвертей заработка. 32% чувствуют себя более комфортно и тратят на еду лишь до четверти дохода. Больше всего инфляция бьет по малодоходным слоям населения, которые тратят на продукты 50% своего бюджета (по данным нашего исследования таких людей около 48%). Это свидетельствует о том, то наиболее комфортно на рынке себя будут чувствовать магазины низких цен и дискаунтеры. Эту статистику подтверждают и данные официальных источников. Так, например, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович отметил, что если раньше россияне были достаточно активными потребителями и цены на продукты их устраивали, то сейчас люди стараются искать «свои» магазины и «свои» продукты, стараясь сэкономить. И этим активно пользуются ритейлеры: доля собственных торговых марок в непродуктовой категории составляет около 4,5% в денежном выражении, а также 12% в количественном.
Интересно, то все опрошенные заметили рост цен на продукты (100%). Также пальму первенства в удорожании держат лекарства (заметили 56% респондентов), электроника и бытовая техника (50%), ЖКХ и одежда (44%), транспорт (33%). Практически все эти категории товаров являются необходимыми в повседневной жизни. Соответственно, люди могут сократить свои траты, но не отказаться от них вовсе.
Как показал наш опрос, несмотря на экономический кризис, люди продолжают тратить деньги на необходимые товары (только 20% респондентов сократили свои траты, в то время как более трети – увеличили расходы). А это повод пересмотреть свои методы ведения бизнеса, подстроиться под требования нынешнего момента.
Команда Best Service поможет определить векторы развития. Если вам нужны ответы на основные вопросы, мы проведем для вас исследования любой сложности и масштаба.
Звоните 8-800-775-3-961, пишите на info@best4service.ru
Обсудить в блоге
Понравился выпуск?
Обсудите статью в блоге:
Пожалуйста, сообщите обо всех замечаниях и пожеланиях по поводу этого выпуска
- напишите нам: media@best4service.ru.