Компания Best Service провела анализ рынка обуви для крупной управляющей компании, которая решила сделать акцент на расширении своего бизнеса и построение сети обувных магазинов по всей России. Исследование позволило определить основные закономерности развития отрасли, ее зависимость от импорта, изучить ведущих игроков отечественной обувной индустрии и основных импортеров и многое другое.
По итогам проведенного анализа мы привели данные об общем состоянии мирового рынка обуви, обувной отрасли в России, структуре импорта и экспорта, предпочтениях потребителей, основных производителях и брендах, обувных франшизах, показателях продаж на российском рынке в разрезе разных регионов и многие другие. Некоторыми основными выводами мы делимся с вами.
В ходе исследования мы выяснили основные особенности и состояние обувного рынка России. Так, он сильно зависит от импорта. На долю отечественных производителей приходится всего порядка 20% всей продукции, остальные 80% - это импорт (преимущественно из Китая – 83% от всего импорта, на долю Турции приходится 7-9%, а Германия и Италия совместными усилиями обеспечивают лишь около 5% от общего количества ввозимой продукции). Однако наблюдается тенденция к сокращению ввоза обуви в страну.
Для обувной промышленности вопрос импортозамещения весьма актуален. Рынок сильно зависит от колебаний курса рубля – скачки цен происходят волнообразно в зависимости от девальвации национальной валюты. Это толкает вверх производство обуви в России (темпы роста в год составляют порядка 5-7%), тем более что в 2009 году были отменены пошлины на ввоз промышленного оборудования для обувщиков и некоторые успели произвести техническое переоснащение своих фабрик.
Обувная розница пострадала от кризиса меньше, чем другие секторы экономики, такие как строительство, металлургия, продажа автомобилей. Обувь стоит на втором месте после продуктов питания в списке товаров первой необходимости.
Однако стоит отметить, что различные сегменты обувного рынка по-разному отреагировали на кризис. Так, премиум-сегмент, составляющий всего 2% от объема рынка, практически не пострадал. Следующая ценовая линейка — обувь стоимостью выше среднего. Ее основными потребителями являются менеджеры среднего звена. Если потребление дорогой обуви достигло европейского уровня – в год приобреталось 5–6 пар обуви на человека, то в среднедорогом сегменте произошел серьезный спад – на 40%. Люди стали экономить и вернулись к нормальному уровню потребления, равному физическому износу обуви, – 2-3 пары в год. До сих пор рынок в этом сегменте не восстановился.
Чуть меньше, на 10-15%, просел среднеценовой сегмент. В нем работает множество разрозненных, частных магазинов, каждый из которых спад ощутил по-своему. У кого-то снижения продаж практически не было, как, например, в сети «Вестфалика». А если говорить об экономнише, то здесь наблюдался даже прирост. Так, в различных магазинах-дискаунтерах товарооборот увеличился в среднем на 10%.
В ходе исследования мы провели анализ основных показателей производства и продаж крупнейших отечественных ритейлеров и брендов обуви - «Ralf Ringer»,«Обувь России», «Белвест», «Центр-Обувь», «Сити-обувь», «Эконика-Обувь», «Пальмира», «Терволина», «Монро» и другие. Также привели данные по развитию иностранных компаний на российском рынке: «Bata», «GEOX», «Еcco», «Salamander», «Carlo Pazolini», «Crocs» и тому подобных.
Анализ рынка позволил нам выявить и новые тенденции в предпочтениях российских потребителей. Вот некоторые из них:
- Требования к качеству при невысокой цене возрастают.
- Влияние модных тенденций усиливается.
- Обувь на сезон покупается в этот же сезон.
- В регионах потребители стремятся покупать универсальную обувь, вследствие низкой покупательной способности населения.
В целом, говоря о российском потребителе, можно отметить, что он стал лучше ориентироваться на рынке обуви, появилось стремление следить за модой и стараться следовать её тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви. Сегодня потребитель стремится покупать обувь на один сезон, модную, но недорогую. В понимании этого российские производители сильно уступают западным и даже азиатским обувщикам.
Конечно, это далеко не все выводы, к которым мы пришли в ходе проведения анализа рынка обуви. Наш Заказчик получил подробный отчет, который содержал информацию, позволившую ему верно понять тенденции развития рынка, сделать упор на нужный ценовой сегмент продукции и открыть собственную сеть обувных магазинов.
Мы проанализируем все открытые и закрытые источники,
чтобы полученный анализ был как можно более точным!